Иногда в банках пользуются низкой финансовой грамотностью клиентов и стремлением заработать повышенный процент на вложенные деньги — и у «выгодного» вклада могут оказаться подводные камни, рассказал сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский «Прайму».
Сотрудник банка может неожиданно предложить вклад с более высоким процентом. В результате клиент подписывает договор, не вчитываясь в текст документа — это ошибка, предупредил Переславский.
«Так как Центробанк снижает ключевую ставку, более высокий процент могут предлагать за долгосрочный вклад (на три — пять лет) без права на досрочное снятие средств или за ПИФы (паевые фонды)», — объяснил эксперт.
Если ПИФ является открытым, то есть его стоимость каждый день известна и приобретенные активы можно будет продать, пусть и с потерей части средств, если его стоимость уменьшилась.
Но, по словам экономиста, порой деньги вкладывают в закрытый паевой фонд без права на снятие через оговоренный срок — например, полгода, год или два, и никто не гарантирует, что за это время стоимость активов вырастет.
«Например, в 2022 году достаточно большое число компаний понесло существенные потери в капитализации из-за обвала на рынке акций», — напомнил Переславский. Он рекомендует внимательно читать договор и спрашивать у менеджера, подпадает ли предложенный вариант накопления средств под действие государственной программы страхования вкладов.
В середине сентября Банк России определил порядок приостановки продаж и возврата потребителям денег при мисселинге — преднамеренном искажении информации о продукте. Требования будут касаться финансовых продуктов, по которым допускаются систематические нарушения.
«Человек либо вообще не понимает рисков приобретаемого продукта, либо принимает его за другой, более надежный финансовый инструмент (например, инвестиционный продукт — за вклад). Теперь такие продажи нам будет легче останавливать до исправления нарушений. В вопиющих случаях, когда нечестное поведение продавца приводит к убыткам клиентов, финансовая компания будет обязана отменить продажу и вернуть деньги потребителю», — заявил тогда руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.