Более трети (40%) продаж акций и облигаций в банках совершаются под видом вкладов, указано в исследовании Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ). Весной этого года волонтеры и активисты ассоциации исследовали случаи мисселинга (недобросовестных продаж) при реализации кредитными организациями финпродуктов в 12 городах.
В ходе обследования были выявлены и случаи, когда клиентов вводили в заблуждение, укрывая от них информацию, у кого они приобретают новый для себя продукт, какие комиссии взимаются при его продаже и т.д. Пресс-служба ЦБ подтвердила, что сейчас увеличилось количество жалоб на недобросовестные продажи банков. Но там пояснили: обычно проходит определенное время между покупкой продукта и тем, когда клиент осознает, что его ввели в заблуждение.
Сейчас для мисселинга сложилась особенно благоприятная ситуация. После резкого повышения ключевой ставки банки в марте этого года начали предлагать вклады под 20% годовых, однако доходность по депозитам начала стремительно падать после решения регулятора о снижении ставки. Сейчас даже средняя обещанная доходность приближается к 7%.
«Этой весной банки по разным причинам стали активно предлагать клиентам якобы более доходные в сравнении с депозитами способы сохранения средств. В первую очередь — паи в ПИФах, а также акции и облигации. Но это существенно отличающиеся от вкладов финансовые инструменты, и выдавать одно за другое есть не что иное, как мисселинг», — говорится в работе АРФГ.
Исследование показало, что 40% продаж акций и облигаций совершались под видом вкладов. Банки забывают упомянуть, что доходность не гарантирована, соответственно, риски по такому инструменту выше.
У каждого сотрудника банков было обнаружено в среднем по два признака мисселинга при предложении облигаций и акций, минимум один признак — паев фондов. В крупнейших банках таких нарушений было обнаружено меньше.
Так, людям не сообщают, что договор они заключают не с банком, а с брокером, доходность не гарантирована, нет системы страхования, не говорят о наличии высокой комиссии при операциях с ценными бумагами.
«В результате клиент ожидает получить озвученную менеджером доходность по аналогии с тем, как он получает проценты по вкладу (за которыми он, собственно, и приходил, до того момента как ему предложили «интересную альтернативу»), и, мягко говоря, недоумевает, увидев на своем счету сумму меньшую, чем была изначально», — пояснено в исследовании.
Сейчас многие переводят свои средства со срочных вкладов на текущие счета, отмечал Центробанк. Это может стать искушением для банков привлечь их в «альтернативные» продукты. Представитель «Эксперт РА» предположил, что частично эти деньги отправятся на долгосрочные вклады, частично — на текущее потребление, а частично люди оставят средства на текущих счетах, откуда их проще взять.
Центробанк подтверждает некоторый рост жалоб на мисселинг. Но в регуляторе уточняют, что часто люди направляют жалобу спустя значительное время после приобретения финансового продукта, когда понимают, что были введены в заблуждение.
Для того чтобы граждане, приходя на финрынок, повышали свое благосостояние и получали доход, а не разочарование, необходимо надлежащим образом информировать их о приобретаемых ими продуктах, уверены в Банке России. За нарушение требований регулятор вправе применить к кредитной организации меры, предусмотренные законодательством.