Обман в банках: под видом вкладов продают другие продукты

Более трети (40%) продаж акций и облигаций в банках совершаются под видом вкладов, указано в исследовании Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ). Весной этого года волонтеры и активисты ассоциации исследовали случаи мисселинга (недобросовестных продаж) при реализации кредитными организациями финпродуктов в 12 городах.

В ходе обследования были выявлены и случаи, когда клиентов вводили в заблуждение, укрывая от них информацию, у кого они приобретают новый для себя продукт, какие комиссии взимаются при его продаже и т.д. Пресс-служба ЦБ подтвердила, что сейчас увеличилось количество жалоб на недобросовестные продажи банков. Но там пояснили: обычно проходит определенное время между покупкой продукта и тем, когда клиент осознает, что его ввели в заблуждение.

Сейчас для мисселинга сложилась особенно благоприятная ситуация. После резкого повышения ключевой ставки банки в марте этого года начали предлагать вклады под 20% годовых, однако доходность по депозитам начала стремительно падать после решения регулятора о снижении ставки. Сейчас даже средняя обещанная доходность приближается к 7%.

«Этой весной банки по разным причинам стали активно предлагать клиентам якобы более доходные в сравнении с депозитами способы сохранения средств. В первую очередь — паи в ПИФах, а также акции и облигации. Но это существенно отличающиеся от вкладов финансовые инструменты, и выдавать одно за другое есть не что иное, как мисселинг», — говорится в работе АРФГ.

Исследование показало, что 40% продаж акций и облигаций совершались под видом вкладов. Банки забывают упомянуть, что доходность не гарантирована, соответственно, риски по такому инструменту выше.

У каждого сотрудника банков было обнаружено в среднем по два признака мисселинга при предложении облигаций и акций, минимум один признак — паев фондов. В крупнейших банках таких нарушений было обнаружено меньше.

Читать также  До 1,4 млн рублей. Какой будет предельная сумма переводов между своими счетами без комиссии

Так, людям не сообщают, что договор они заключают не с банком, а с брокером, доходность не гарантирована, нет системы страхования, не говорят о наличии высокой комиссии при операциях с ценными бумагами.

«В результате клиент ожидает получить озвученную менеджером доходность по аналогии с тем, как он получает проценты по вкладу (за которыми он, собственно, и приходил, до того момента как ему предложили «интересную альтернативу»), и, мягко говоря, недоумевает, увидев на своем счету сумму меньшую, чем была изначально», — пояснено в исследовании.

Сейчас многие переводят свои средства со срочных вкладов на текущие счета, отмечал Центробанк. Это может стать искушением для банков привлечь их в «альтернативные» продукты. Представитель «Эксперт РА» предположил, что частично эти деньги отправятся на долгосрочные вклады, частично — на текущее потребление, а частично люди оставят средства на текущих счетах, откуда их проще взять.

Центробанк подтверждает некоторый рост жалоб на мисселинг. Но в регуляторе уточняют, что часто люди направляют жалобу спустя значительное время после приобретения финансового продукта, когда понимают, что были введены в заблуждение.

Для того чтобы граждане, приходя на финрынок, повышали свое благосостояние и получали доход, а не разочарование, необходимо надлежащим образом информировать их о приобретаемых ими продуктах, уверены в Банке России. За нарушение требований регулятор вправе применить к кредитной организации меры, предусмотренные законодательством.

Поделиться с друзьями
Ольга Крылова

Эксперт в сфере банковских продуктов.

С 2014 года работаю в банковской сфере.

На сайте объясняю сложные темы простыми словами.

Добавить комментарий

Adblock
detector